Что важнее любознательность или интеллект?


Идея того, что мы живем в сложном мире, подразумевает, что раньше жизнь никогда не была такой запутанной.
Похоже, эта мысль находит широкую поддержку и основана, исходя из огромной скорости технологических изменений, а также на объеме информации, порождаемой нами (эти два фактора связаны друг с другом).

И в то же время уже такие философы, как Лейбниц (XVII век) и Дидро (XVIII век) жаловались на информационную перегрузку. «Ужасающая масса книг», о которой они говорили, возможно, была лишь каплей в море по сравнению с тем, что окружает нас сегодня.

Однако наш сегодняшний объем информации может выглядеть столь же незначительным в глазах будущих поколений. В любом случае относительная замысловатость разных эпох не так уж важна для человека, который пытается справиться с ней в повседневной жизни.

Поэтому, возможно, правильнее будет спросить не «Какое время более запутанно?», а «Почему некоторым людям удается лучше справляться с этой запутанностью?» Несмотря на то что сложность мира зависит от контекста, она также определяется склонностями того или иного человека.

В частности, есть три главные психологические характеристики, которые влияют на нашу способность справляться с замысловатыми ситуациями:

IQ. 

Большинство людей знает, что IQ — это коэффициент интеллекта и напрямую соотносится с умственными способностям. Но гораздо меньше тех, кто осознает или готов принять тот факт, что IQ на самом деле оказывает влияние на результат самой разной деятельности человека в реальном мире.

Например, на эффективность работы или объективный карьерный успех. Главная причина этого в том, что более высокий уровень IQ помогает человеку учиться и решать новые проблемы быстрее.

Сами по себе тесты IQ кажутся абстрактными и математическими, не связанными с проблемами реальной жизни, и в то же время они прекрасно предсказывают нашу способность справляться с запутанными ситуациями. По существу IQ лучше прогнозирует нашу эффективность в распутывании сложных задач, чем в решении простых.

Сложная обстановка гораздо плотнее наполнена данными, что создает бОльшую нагрузку на сознание и требует от нас больше интеллектуальных мощностей и усилий; мы не можем выйти из нее на автопилоте (или на мышлении системы 1 по Дэниэлу Канеману, нобелевскому лауреату по экономике).

IQ — это измеритель «мозга», подобно тому, как мегабайты или скорость процессора выражают количество операций, которые компьютер способен выполнить за единицу времени. Неудивительно, что есть существенная корреляция между IQ и рабочей памятью, нашей ментальной способностью справляться с разными участками временно необходимой информации в одно и то же время.

Попытайтесь выучить наизусть номер телефона, одновременно спрашивая дорогу и держа в памяти список покупок, и вы получите неплохое представление о своем IQ. (К сожалению, исследования показывают, что тренировка рабочей памяти не улучшает нашей долгосрочной способности справляться со сложностями, хотя некоторые факты свидетельствуют о том, что она отодвигает деградацию интеллекта у пожилых людей согласно теории «пользуйся или потеряешь»).

EQ. 

EQ — эмоциональный интеллект, он касается нашей способности понимать, контролировать и выражать эмоции. EQ соотносится с ориентацией в сложном мире тремя разными способами.

Во-первых, личности с более высоким EQ менее подвержены стрессу и беспокойству. Поскольку запутанные ситуации требуют находчивости, они почти наверняка вызывают стресс и беспокойство, но высокий эмоциональный коэффициент выступает в роли буфера.

Во-вторых, EQ является главной составной частью навыков для межличностного общения. Это значит, что люди, у которых он выше, лучше оснащены для маневрирования в сложной организационной политике и продвижения по карьерной лестнице.

В самом деле даже в современном мире, где все со всеми связаны, большинство работодателей больше всего гонится не за технической компетентностью своих сотрудников, но за «мягкими» навыками, особенно когда речь идет об управленческих или лидерских позициях.

В-третьих, люди с более высоким EQ обычно более предприимчивы, поэтому они более активны в исследовании разных возможностей, берут на себя и воплощают творческие идеи. Все это делает EQ важным качеством в деле приспособления к неопределенной, непредсказуемой и сложной обстановке.

CQ. 

CQ расшифровывается как коэффициент любознательности и говорит о том, насколько у индивидуума «голодный разум». Люди с более высоким CQ более любопытны и открыты к новым переживаниям. Они находят удовольствие в неизведанном и быстро утомляются от рутины.

Они генерируют много оригинальных идей и склонны к нон-конформизму. Коэффициент любознательности не так глубоко изучен, как IQ и EQ. Однако есть свидетельства, предполагающие, что он не менее важен в разрешении кризисных ситуаций, и вот почему.

Во-первых, личности с более высоким CQ более толерантны к неоднозначности. Такой нюансированный, изысканный и внимательный к деталям стиль мышления проникает в самую суть замысловатого мира.

Во-вторых, высокий коэффициент любознательности приводит к более значительному уровню интеллектуальных инвестиций и приобретения знаний с течением времени, особенно в сфере формального образования, например в естественных или гуманитарных науках (разумеется, здесь измеряется не исходная мощь интеллекта, как в IQ).

Знания и навыки, как и опыт, переводят запутанные ситуации в категорию знакомых, поэтому CQ в конце концов становится инструментом, с помощью которого находятся простые решения сложных проблем.

IQ трудно повысить тренировкой, а вот EQ и CQ можно развить. Вспомните знаменитую фразу Эйнштейна: «У меня нет особых талантов, только страстное любопытство».


Поделитесь этим постом с друзьями!

источник